Новости

«Вокруг» ГИСОГД – управление на геоданных

Компания «Самара-Информспутник» более 25 лет разрабатывает и#nbsp;внедряет региональные и#nbsp;муниципальные геоинформационные системы в#nbsp;сфере градостроительства, управления недвижимостью, сельского хозяйства и, природопользования и#nbsp;других отраслей, создает и#nbsp;анализирует массивы геоданных.

В#nbsp;первой части интервью Андрей выделил основные проблемы развития ГИСОГД и#nbsp;осветил первую из#nbsp;них#nbsp;— наполнение ГИСОГД данными.

Предлагаю сегодня поговорить о#nbsp;месте и#nbsp;роли ГИСОГД в#nbsp;региональной информатизации, о#nbsp;том, что окружает ГИСОГД?

С#nbsp;удовольствием! Я#nbsp;люблю рассуждать в#nbsp;терминах модельных ситуаций, давайте и#nbsp;сейчас представим себе такую. ГИСОГД внедрили, ОМСУ обучили, вендоры и#nbsp;профильные министерства приходят к#nbsp;Губернатору за#nbsp;очередной порцией денег, а#nbsp;он#nbsp;отвечает: «А#nbsp;на#nbsp;что? Мы#nbsp;все сделали, у#nbsp;федералов „в#nbsp;зеленой зоне“, вопросов нет, дальше сопровождение своими силами#nbsp;— работайте! Или докажите мне, что ГИСОГД нужна еще кому-то, кроме вас самих, покажите перечень задач и#nbsp;эффект».

Наступает момент «перестройки мозгов». Чтобы понять, зачнем нужна ГИСОГД в#nbsp;целом и#nbsp;как ее#nbsp;использовать, надо «выйти» за#nbsp;пределы системы и#nbsp;погрузить ее#nbsp;в#nbsp;контекст общего управления регионом на#nbsp;данных.

Какие системы рассматриваются «рядом с#nbsp;ГИСОГД» в#nbsp;таком контексте общего управления?

На#nbsp;первой конференции мы#nbsp;даже устраивали интерактив#nbsp;— выписывали на#nbsp;доске информационные системы, с#nbsp;которыми работает регион, а#nbsp;точнее крупные задачи. Рисовали «стрелочками» взаимосвязи между ними и#nbsp;делили на#nbsp;три класса#nbsp;— «лучше реализовать внутри ГИСОГД», «лучше во#nbsp;внешней системе, взаимодействовать с#nbsp;ГИСОГД», «мимо ГИСОГД». На#nbsp;этой конференции на#nbsp;групповой сессии, я#nbsp;надеюсь, мы#nbsp;создадим уже чистовик такой схемы.

Наиболее близки к#nbsp;ГИСОГД, конечно, задачи по#nbsp;управлению недвижимостью. Близки настолько, что в#nbsp;некоторых регионах, например, Пермском крае, создают министерство градостроительства и#nbsp;имущественных отношений. Но#nbsp;при любой административной конструкции обе эти функции должны выполняться на#nbsp;единой информационной базе данных. Иначе не#nbsp;избежать историй (так тоже бывало), когда зам главы города привозит инвесторов спортивного манежа на#nbsp;выбранное место, а#nbsp;там уже котлован под жильё.

У#nbsp;нас в#nbsp;регионе такое общее «ядро» называется ЕСУН#nbsp;— Единая система управления недвижимостью, там содержатся все данные в#nbsp;виде «цифровых профилей» земельных участков, ОКС, помещений- кадастровые данные, ограничения, градостроительные зоны, события и#nbsp;процессы контроля, ссылки на#nbsp;карточки объектов в#nbsp;других системах (ГИС ЖКХ, ФИАС, ГКО и#nbsp;пр.). ЕСУН выполняет и#nbsp;функции публичной кадастровой карты, и#nbsp;интеллектуального поиска, и#nbsp;совместного анализа объектов, в#nbsp;том числе на#nbsp;проектной стадии.
Так и#nbsp;«где деньги»? Можно#nbsp;ли с#nbsp;помощью такой интеграции убедить в#nbsp;чем-то Губернатора?

Самый понятный эффект дает автоматизация налоговой мобилизации или «налоговспоможения», как мы#nbsp;ее#nbsp;называем. То#nbsp;есть вычисление резервов налогов более чем по#nbsp;20 различным направлениям и#nbsp;проведение мероприятий по#nbsp;устранению нарушений.

Тут и#nbsp;самозахваты, и#nbsp;обнаружение несоответствия фактического вида использования ВРИ по#nbsp;документам, и#nbsp;самовольные постройки, и#nbsp;так называемые «объекты делового назначения 378.2 НК» и#nbsp;многое другое. Сразу и#nbsp;неясно, где функции, условно, сотрудников комитетов по#nbsp;управлению имущества, где управлений архитектуры, а#nbsp;где муниципального земельного контроля. Например, регистрация объектов индивидуальной жилой застройки больше всего, по#nbsp;опыту, нужна не#nbsp;Росреестру и#nbsp;не#nbsp;Минимущества, а#nbsp;министру строительства, так как это напрямую влияет на#nbsp;основной показатель его деятельности#nbsp;— количество квадратных метров введенного жилья.

Очень много нарушений просто обнаружить (распознал постройки на#nbsp;космоснимках нейронными сетями#nbsp;— и#nbsp;вот они резервы), но#nbsp;сложно найти соответствие в#nbsp;ЕГРН, а#nbsp;еще сложнее#nbsp;— устранить из-за необходимости взаимодействия с#nbsp;собственником, его «доброй воли». При этом, конечно, налоги и#nbsp;штрафы не#nbsp;являются самоцелью, это элемент гибкого управления территорией, наведения порядка.

Долго говорю, приведу несколько цифр. В#nbsp;Самарской области мы#nbsp;обнаружили более 37 тысяч объектов ИЖС, за#nbsp;три года внесли в#nbsp;ЕГРН более 24 тысяч, прирост налогов#nbsp;— более 100#nbsp;млн#nbsp;руб. в#nbsp;год. После автоматизации поиска правообладателей «по#nbsp;518-ФЗ» мы#nbsp;получили прирост более 70#nbsp;млн#nbsp;руб. в#nbsp;год, по#nbsp;неиспользуемым землям сельхозназначения#nbsp;— более 10 млн, по#nbsp;самозахватам и#nbsp;неверным ВРИ#nbsp;— в#nbsp;этом году будет не#nbsp;менее 20#nbsp;млн#nbsp;руб.(и#nbsp;это мы#nbsp;отработали менее 10% территории), от#nbsp;несоответствия ВРИ и#nbsp;налоговой ставки#nbsp;— более 30#nbsp;млн#nbsp;руб. Эффект от#nbsp;реализации системы уже на#nbsp;порядок превысил затраты. При этом конечно, за#nbsp;«быстрыми победами» важно не#nbsp;потерять системность, запустить с#nbsp;помощью них глубинные системные процессы цифровизации и#nbsp;перехода на#nbsp;гибкое управление.

Кроме недвижимости какие еще направления «работают» вместе с#nbsp;ГИСОГД?

Потребляют данные ГИСОГД почти все региональные ГосИС, но#nbsp;на#nbsp;80% это данные градостроительного зонирования. Остальные 20% приходится на#nbsp;данные 13-го раздела и#nbsp;немного#nbsp;— на#nbsp;данные генеральных планов.

В «один ряд» с#nbsp;ГИСОГД в#nbsp;рамках комплексной системы управления регионом на#nbsp;геоданных можно поставить ГИС в#nbsp;области сельского хозяйства, природопользования (леса, недра, ООПТ, вода, отходы), недвижимости и#nbsp;муниципального земельного контроля, ЖКХ, транспорта и#nbsp;инженерных сетей. Они образуют «каркас» региональной ГИС для большинства регионов. Мы#nbsp;это объединили под флагом Комплексной системы дистанционного мониторинга региона (КСДМ).

С#nbsp;точки зрения «ГИСОГД как потребитель данных» лучше давайте поговорим на#nbsp;конференции, там есть очень неожиданные взаимосвязи, в#nbsp;первую очередь в#nbsp;рамках поиска «следов» застройщиков внутри инвестиционного цикла «между ГПЗУ и#nbsp;готовым проектом».

Особняком, в#nbsp;формате «нужно всем, но#nbsp;актуализировать мы#nbsp;не#nbsp;хотим» стоят базовые геоданные, в#nbsp;первую очередь#nbsp;— полный и#nbsp;непротиворечивый адресный план.

В#nbsp;Самарской области один из#nbsp;лучших и#nbsp;полных адресных планов, он#nbsp;загружен в#nbsp;НСПД. Как быстро создать и#nbsp;актуализировать обновлять адресный план региона?

Для этого мы#nbsp;придумали и#nbsp;реализовали на#nbsp;всей территории страны технологию «робот-картограф». Она собирает данные их#nbsp;всех возможных источников, «склеивает» их#nbsp;с#nbsp;помощью искусственного интеллекта на#nbsp;основе нечеткого соответствия адресных и#nbsp;геоданных и#nbsp;формирует цифровые профили зданий и#nbsp;сооружений. Результат#nbsp;— «объединенный адресный план» работает во#nbsp;множестве прикладных задач#nbsp;— «как геокодировать весь кадастр и#nbsp;ФИАС\ГАР», «как найти незаконные постройки», «как найти ошибки в#nbsp;вашей карте или адресном плане» и#nbsp;многое другое. Создание собственно картографического «красивого» адресного плана сокращается по#nbsp;времени также в#nbsp;5−10 раз.
Что вы#nbsp;можете сказать о#nbsp;национальной системе пространственных данных (НСПД)? Заменит#nbsp;ли она остальные системы и#nbsp;будет#nbsp;ли вокруг «один сплошной телевизор», как говорили в#nbsp;советском фильме?

Для этого надо немного разобраться, что такое НСПД на#nbsp;современном этапе. Во-первых, это сервисная система, не#nbsp;надо ждать от#nbsp;нее данных, стоит ждать пользовательского интерфейса для решения задач. Во-вторых, в#nbsp;ней реализованы только базовые, общие для всех регионов функции, а#nbsp;специфичные#nbsp;— почти наверное не#nbsp;будут реализованы. В-третьих, НСПД использует внешние системы как «подносчики снарядов» (источники данных), и#nbsp;странно было#nbsp;бы ей#nbsp;заменять, к#nbsp;примеру, ГИСОГД как самостоятельный и#nbsp;независимый источник данных.

НСПД можно воспринимать как хорошую региональную ГИС, «раздутую» до#nbsp;размеров страны". Собственно, часть команды и#nbsp;базовые технологии унаследовались из#nbsp;Мособлгеотреста и#nbsp;РГИС Московской области. Мы#nbsp;с#nbsp;этими технологиями очень хорошо знакомы, использовали их#nbsp;при создании ГИСОГД нашего региона.

Насколько НСПД сможет реализовать базовые потребности региона в#nbsp;управлении на#nbsp;геоданных#nbsp;— будет понятно через пару лет. Необходимость в#nbsp;создании и#nbsp;развитии своих региональных ГИС, безусловно, есть и#nbsp;будет, посмотрим#nbsp;— останется#nbsp;ли такая возможность.

Как все#nbsp;же слезть с#nbsp;иглы экспертного управления и#nbsp;перейти на#nbsp;управление по#nbsp;данным в#nbsp;части градостроительных решений?

Для этого нужно перейти от#nbsp;цифровых профилей к#nbsp;цифровым двойникам, а#nbsp;значит построить и#nbsp;начать использовать прогнозные модели «если-то» до#nbsp;уровня квартала и#nbsp;здания, работающих по#nbsp;системе целевых индикаторов. Системы такие появляются, наиболее «продвинутые» из#nbsp;них#nbsp;— транспортные модели. Мы#nbsp;вплотную подобрались к#nbsp;ним, уже построили модели ночного населения, которая показывает, как изменяется численность и#nbsp;«стареет» население в#nbsp;зависимости от#nbsp;возраста здания, стоимости недвижимости, качества среды. На#nbsp;очереди#nbsp;— транспортная модель, модель «дневного» населения и#nbsp;модель прогнозной оценки недвижимости. Но#nbsp;для широкого их#nbsp;использования кроме технологического барьера нужно преодолеть и#nbsp;нормативный, и#nbsp;ментальный барьеры. Отойти от#nbsp;«жесткого» управления на#nbsp;основе «я#nbsp;так сказал, ибо я#nbsp;отвечаю» и#nbsp;от#nbsp;жесткого планирования развития в#nbsp;сторону гибкого ситуационного управления на#nbsp;основе прогнозных моделей. Большую надежду я#nbsp;возлагаю на#nbsp;«модную» тему мастер-планов.

В#nbsp;завершении, дайте три совета тем, кто «завтра» хочет пойти к#nbsp;Губернатору за#nbsp;деньгами?

На#nbsp;первое. Составьте схему связей и#nbsp;потребителей информации ГИСОГД, найдите себе «союзников» извне. Самый простой способ для этого#nbsp;— «приоткрыть» ГИСОГД и#nbsp;поделиться функционалом в#nbsp;части быстрого наполнения базы данных ЕГРН, получения кадастровых выписок, картографии. Губернатор воспринимает вашу ГИСОГД как «черный ящик» со#nbsp;входами и#nbsp;выходами, ему почти безразлично что внутри.

На#nbsp;второе. Найдите несоответствия по#nbsp;2−3 «жирным» типам нарушений, оцените резервы, попробуйте «надавить на#nbsp;экономику». Это несложно, можно и#nbsp;у#nbsp;нас получить или заказать датасеты.

И#nbsp;наконец, «компот». Не#nbsp;просите денег на#nbsp;ГИСОГД. Просите на#nbsp;систему управления градостроительным развитием региона, а#nbsp;еще лучше#nbsp;— систему управления территорией на#nbsp;геоданных.
2024-07-04 11:34 2024