Компания «Самара-Информспутник» более 25 лет разрабатывает и внедряет региональные и муниципальные геоинформационные системы в сфере градостроительства, управления недвижимостью, сельского хозяйства, природопользования и других отраслей, создает и анализирует массивы геоданных.
Сегодня поговорим с руководителем направления геоданных компании «Самара-Информспутник» и Самарского университета Черновым Андреем. Андрей был основным модератором и активным участником трёх предыдущих конференций.
Добрый день! Как, по-вашему, развиваются региональные ГИСОГД?
Здравствуйте! Начнем с позитива. Законодательство и вектор развития ГИСОГД уникален для региональной информатизации. Во-первых, полномочия ни формально, ни фактически через субсидии и навязывание «единых решений и поставщиков» не забрал под себя федеральный центр, у регионов есть свобода, а значит здоровая конкуренция вендоров. Во-вторых, нормативная база с одной стороны закрепляет у регионов минимальные обязательства и полномочия, а с другой стороны оставляет возможность развития — некоторые регионы на базе и «под флагом» ГИСОГД даже развертывают полноценные региональные геоинформационные системы (РГИС). В-третьих, ГИСОГД худо-бедно внедрены и работают почти во всех регионах нашей страны, видна положительная динамика, заметны усилия Минстроя Р Ф и региональных властей, виден рост квалификации участников конференции, их «хотелок».
Какие Вы видите сейчас основные проблемы в развитии ГИСОГД?
На мой взгляд, развитие ГИСОГД сейчас уперлось в несколько барьеров. Системы перестали быть полностью документо-ориентированными, но пока не стали объектно — ориентированными, хотя бы в терминах «Приказа 433». Уже можно увидеть в документах следы большинства градостроительных изменений, но нельзя получить никаких моделей местности, чтобы перейти на управление по данным. Более того, за малым исключением регионов нет даже «единого» покрытия в векторном виде на весь регион по большинству важнейших информационных ресурсов — карта градостроительного зонирования, функциональных зон, полной карты объектов муниципального и регионального значения, нет актуальных адресных планов. Конечно, не добавляют оптимизма проблемы «федерального уровня» — неясный текущий статус ГИСОГД РФ (Стройкомплекс.рф), отсутствие единого представления в машиночитаемой форме проектов планировки и межевания, инженерных изысканий, правил землепользования и застройки.
В «дальнем и среднем горизонте» мы могли бы накидать нескольких десятков таких проблем, но для их обсуждения мы и собираемся на конференцию. В «ближнем» же горизонте выделю три частные проблемы.
Первая проблема связана с «полупустыми» ГИСОГД или наполненными некачественными данными — неполными (особенно это касается архивных материалов), неактуальными, не прошедшими проверку. В итоге «теряется доверие» к ГИСОГД.
Но допустим, мы первую проблему решили — всё ввели и выверили в объеме действующего законодательства, все перешли в «зеленую зону» и повесили на грудь себе медаль. Возникает второй вопрос и проблема — что с этим дальше делать? Оказывается, что данные во-многом бесполезны без их интеграции с данными недвижимости, ЖКХ, адресного плана. Я как-то считал, что из 14 основных видов градостроительных изменений на территории города обязательства по отражению в объектном виде в ГИСОГД закреплены хорошо если по 7. Поэтому у условного Губернатора возникает вопрос: «А что мне с этой ГИСОГД? Зачем мне тратить на нее деньги и оснащать функциями больше, чем по закону положено?».
Третья проблема обнажилась в последний год. Федеральные информационные системы и ведомства все более воспринимают региональную информатизацию как «подносчик снарядов» — устанавливают свои правила (разные и постоянно меняющиеся!) по предоставлению информации и ставят профильные региональные ведомства «в режим светофоров». Кроме того, ужесточились требования по аттестации государственных информационных систем, защите информации. В результате вместо функционального развития ГИСОГД все больше и больше денег и усилий тратится на обеспечение такого взаимодействия — это хорошо видно по техническим заданиям торгов на Госзакупках в различных регионах.
В «дальнем и среднем горизонте» мы могли бы накидать нескольких десятков таких проблем, но для их обсуждения мы и собираемся на конференцию. В «ближнем» же горизонте выделю три частные проблемы.
Первая проблема связана с «полупустыми» ГИСОГД или наполненными некачественными данными — неполными (особенно это касается архивных материалов), неактуальными, не прошедшими проверку. В итоге «теряется доверие» к ГИСОГД.
Но допустим, мы первую проблему решили — всё ввели и выверили в объеме действующего законодательства, все перешли в «зеленую зону» и повесили на грудь себе медаль. Возникает второй вопрос и проблема — что с этим дальше делать? Оказывается, что данные во-многом бесполезны без их интеграции с данными недвижимости, ЖКХ, адресного плана. Я как-то считал, что из 14 основных видов градостроительных изменений на территории города обязательства по отражению в объектном виде в ГИСОГД закреплены хорошо если по 7. Поэтому у условного Губернатора возникает вопрос: «А что мне с этой ГИСОГД? Зачем мне тратить на нее деньги и оснащать функциями больше, чем по закону положено?».
Третья проблема обнажилась в последний год. Федеральные информационные системы и ведомства все более воспринимают региональную информатизацию как «подносчик снарядов» — устанавливают свои правила (разные и постоянно меняющиеся!) по предоставлению информации и ставят профильные региональные ведомства «в режим светофоров». Кроме того, ужесточились требования по аттестации государственных информационных систем, защите информации. В результате вместо функционального развития ГИСОГД все больше и больше денег и усилий тратится на обеспечение такого взаимодействия — это хорошо видно по техническим заданиям торгов на Госзакупках в различных регионах.
Давайте в рамках этого интервью детально поговорим о первой проблеме — как наполнить ГИСОГД качественными данными?
Согласен, в следующий раз давайте поговорим про вторую проблему, создание ГИСОГД+, как мы ее называем.
Возьмем крайний случай. ГИСОГД региона формально внедрена, но она почти пустая. Для начала — как быстро заполнить разделы 2 и 3 по схемам территориального планирования и генеральным планам?
Да, «страх пустой базы данных» для пользователей это как «страх чистого листа» у писателей, они всеми силами будут бойкотировать процесс. Поэтому всегда лучше работать с предзаполненной базой данных.
СТП и генеральные планы проще всего в автоматическом режиме быстро импортировать с ФГИС ТП. Наша технология позволяет получить как документы и растровые данные, так и векторные данные (да, это тоже можно!), предзаполнить карточки документов, создать слой «области действия» по границам муниципальных образований, и даже создать первичную векторную модель, если данные передавались в GML. В идеале, сотрудникам ОМСУ в ГИСОГД останется только довнести некоторые поля в карточках документов и зарегистрировать их «по кнопке». Более того, система «сигнализирует» при поступлении новых документов в ФГИС ТП и разночтении с данными ГИСОГД. На практике, конечно, при вводе может быть много тонкостей, связанных, в основном, с некачественными данными в самой ФГИС ТП, но требования и процедуры форматно-логического контроля в ней все время ужесточаются, данные становятся лучше.
СТП и генеральные планы проще всего в автоматическом режиме быстро импортировать с ФГИС ТП. Наша технология позволяет получить как документы и растровые данные, так и векторные данные (да, это тоже можно!), предзаполнить карточки документов, создать слой «области действия» по границам муниципальных образований, и даже создать первичную векторную модель, если данные передавались в GML. В идеале, сотрудникам ОМСУ в ГИСОГД останется только довнести некоторые поля в карточках документов и зарегистрировать их «по кнопке». Более того, система «сигнализирует» при поступлении новых документов в ФГИС ТП и разночтении с данными ГИСОГД. На практике, конечно, при вводе может быть много тонкостей, связанных, в основном, с некачественными данными в самой ФГИС ТП, но требования и процедуры форматно-логического контроля в ней все время ужесточаются, данные становятся лучше.
Хорошо, а что делать с Правилами землепользования и застройки, для которых нет утвержденного классификатора и полноценного единого формата?
Да, это конечно «стыд стыдный», как сейчас говорят. Информация из ПЗЗ в настоящее время является наиболее востребованной из всех данных ГИСОГД.
Мы получаем ПЗЗ тремя способами. Во-первых, границы зон — из ЕГРН после их внесения. Во-вторых, документы и некоторые векторные данные — из ФГИС ТП. В-третьих, координаты исходных границ — из электронных документов с помощью технологии «умный сканер» распознавания текстов; тем же «умным сканером» вытаскиваем значения регламентов и предельных параметров. Если для модельного региона из 300 поселений и 40 муниципальных районов и городов на предподготовку СТП и генеральных планов по региону у нас уходит несколько дней, то для правил землепользования и застройки нужно 2−3 месяца работы 2−3 операторов, но это все равно на порядок быстрее и проще, чем ждать и заполнять все «вручную».
Мы получаем ПЗЗ тремя способами. Во-первых, границы зон — из ЕГРН после их внесения. Во-вторых, документы и некоторые векторные данные — из ФГИС ТП. В-третьих, координаты исходных границ — из электронных документов с помощью технологии «умный сканер» распознавания текстов; тем же «умным сканером» вытаскиваем значения регламентов и предельных параметров. Если для модельного региона из 300 поселений и 40 муниципальных районов и городов на предподготовку СТП и генеральных планов по региону у нас уходит несколько дней, то для правил землепользования и застройки нужно 2−3 месяца работы 2−3 операторов, но это все равно на порядок быстрее и проще, чем ждать и заполнять все «вручную».
Что еще можно получить из федеральных систем для наполнения других разделов?
Да много всего, на самом деле!
Из ФГИС ТП можно получить данные по территориальному планированию (1−3 раздел), нормативам градостроительного проектирования (4 раздел), программам комплексного развития инфраструктуры (14 раздел). Кроме того, в составе документов территориального планирования содержатся векторные данные об ОКН, ЗОУИТ (10 раздел), ООПТ (15 раздел), лесничествах (16 раздел).
Из ЛесЕГАИС (Система Рослесхоза) — границы лесных кварталов и выделов, границы лесничеств (16 раздел). Из ЕГРН можно почти всегда получить границы территориальных зон (5 раздел), сведения об утвержденных ПМТ (7 раздел), ЗОУИТ (10 раздел), ООПТ (15 раздел) и те же границы лесничеств. Из ЕГРОКН можно получить реестр и координаты охранных зон по объектам культурного наследия. Из ЕГРЗ — заключения экспертизы и тома архива (включая документы по проектной документации, прошедшей согласование).
Из ФИАС (Государственный адресный реестр) можно получить адресный реестр и геопривязать его с помощью нашей технологии «робот-картограф», то есть создать вполне приличный адресный план. Есть источники и для получения отчетов по геологическим изысканиям.
Для всех этих данных, поступающих из внешних систем, у нас есть технологии быстрого получения данных, сравнения с данными ГИСОГД для последующей актуализации.
Из ФГИС ТП можно получить данные по территориальному планированию (1−3 раздел), нормативам градостроительного проектирования (4 раздел), программам комплексного развития инфраструктуры (14 раздел). Кроме того, в составе документов территориального планирования содержатся векторные данные об ОКН, ЗОУИТ (10 раздел), ООПТ (15 раздел), лесничествах (16 раздел).
Из ЛесЕГАИС (Система Рослесхоза) — границы лесных кварталов и выделов, границы лесничеств (16 раздел). Из ЕГРН можно почти всегда получить границы территориальных зон (5 раздел), сведения об утвержденных ПМТ (7 раздел), ЗОУИТ (10 раздел), ООПТ (15 раздел) и те же границы лесничеств. Из ЕГРОКН можно получить реестр и координаты охранных зон по объектам культурного наследия. Из ЕГРЗ — заключения экспертизы и тома архива (включая документы по проектной документации, прошедшей согласование).
Из ФИАС (Государственный адресный реестр) можно получить адресный реестр и геопривязать его с помощью нашей технологии «робот-картограф», то есть создать вполне приличный адресный план. Есть источники и для получения отчетов по геологическим изысканиям.
Для всех этих данных, поступающих из внешних систем, у нас есть технологии быстрого получения данных, сравнения с данными ГИСОГД для последующей актуализации.
Очень часто встречающийся вопрос — как быстро получить все данные ГКН, чтобы к ним привязывать документы ГИСОГД?
Да, я вообще не сильно представляю, как работают регионы, которые не имеют у себя в ГИСОГД более-менее полного кадастра и адресного плана, ведь в этом случае каждый тематический набор слоев создается практически «вручную», а не геокодируется.
В ГИСОГД надо получить ключ доступа к ЕГРН через СМЭВ 3,4. Дальше наша технология «массовых запросов» (по кварталам, через витрины СМЭВ-4) — и у вас менее, чем через месяц вполне приличный «кадастр» в объеме сведений КПТ. После этого запускается «следилка», которая анализирует внешние данные на предмет изменений, сообщает системе — какие данные неактуальные, какие надо перезапросить.
В ГИСОГД надо получить ключ доступа к ЕГРН через СМЭВ 3,4. Дальше наша технология «массовых запросов» (по кварталам, через витрины СМЭВ-4) — и у вас менее, чем через месяц вполне приличный «кадастр» в объеме сведений КПТ. После этого запускается «следилка», которая анализирует внешние данные на предмет изменений, сообщает системе — какие данные неактуальные, какие надо перезапросить.
Тем не менее, наиболее трудоемкий для заполнения — «знаменитый тринадцатый раздел», а также проекты планировки и межевания. Что делать с ними?
Да, по ним автоматизировать ввод не так просто, но кое-что можно сделать. Во-первых, я бы посоветовал сначала создать просто информационные наборы по каждому из видов документов в формате «кадастровый номер — дата — инвентарный номер (где найти)», хотя бы оцифровав для этого старые «бумажные» книги ИСОГД или вытащив информацию из Excel, а затем геокодировать их с помощью данных ЕГРН. Это еще не полноценные карточки ГИСОГД, но уже есть карта, понятен «масштаб бедствия», можно планировать деятельность по вводу данных, можно оценить стоимость и сроки, можно быстро найти документы в архиве и оцифровать их по мере необходимости.
Во-вторых, если все же была единая и утвержденная бумажная форма (особенно это касается «уведомлений» и градостроительных планов, проектов планировки), то с помощью технологии «умный сканер» можно после сканирования распознать часть данных, в том числе координаты объектов и зон и предзаполнить карточки.
Во-вторых, если все же была единая и утвержденная бумажная форма (особенно это касается «уведомлений» и градостроительных планов, проектов планировки), то с помощью технологии «умный сканер» можно после сканирования распознать часть данных, в том числе координаты объектов и зон и предзаполнить карточки.
Как быстро реестр топопланов, легендарную «пятисотку», перевести из бумажного хотя бы в растровый цифровой вид?
Сканировать и привязывать — что тут еще остается делать. Сканирование занимает 5−15 минут на топоплан, трудоемкость геопривязки и обрезки по рамке листа можно сократить практически до нуля с помощью нашей технологии автоматического нахождения «крестов» и рамки листа. Умножьте это время на Ваше количество планшетов и получите общую трудоемкость, она не будет «неподъемной».
Как обеспечить контроль приемки градостроительной документации и помещения ее в ГИСОГД?
Во-первых, это так называемый «ФЛК» — форматно логический контроль, который проверяет и не дает внести в ГИСОГД плохие данные. У нас ФЛК бесплатный и свободный, работает для всех регионов, можете пользоваться. Он анализирует данные проще и с меньшими усилиями, чем ФГИС ТП, а также поддерживает «расширенный» набор проверок и отчетов. Он даже может преобразовать GML в внешний файл для отчуждения и отображения на почти любом геопортале (MVT-файл: — данные + набор условных знаков для отображения).
Во-вторых, модуль приемки градостроительной документации у нас позволяет анализировать разницу в режиме «шторки», делать иные проверки, но это уже часть ГИСОГД.
Во-вторых, модуль приемки градостроительной документации у нас позволяет анализировать разницу в режиме «шторки», делать иные проверки, но это уже часть ГИСОГД.
Как вносить коррективы в градостроительную документацию своими силами?
У нас есть модуль «Спутник ГИС: градостроитель» для подготовки градостроительной документации, работающий под управлением российской ГИС «Ингео» по принципу:
а) «загрузил XML из ФГИС ТП, ГИСОГД»;
б) загрузил фрагмент ЕГРН;
в) сделал изменения;
г) сформировал выходные документы, включая карты-планы в формате XML.
Но повторюсь, мы не единственные с такими технологиями.
а) «загрузил XML из ФГИС ТП, ГИСОГД»;
б) загрузил фрагмент ЕГРН;
в) сделал изменения;
г) сформировал выходные документы, включая карты-планы в формате XML.
Но повторюсь, мы не единственные с такими технологиями.
Как быстро получить адресный план и потом его вести?
Мы специально для этого, а также для других интересных задач разработали технологию «робот-картограф», но предлагаю поговорить о ней во второй части нашего интервью. Скоро на сайте gisogd.geosamara.ru можно будет детально почитать про эти решения и заказать бесплатную демонстрацию.
Где-то это реально реализовано и используется?
Конечно. Все технологии используются при наполнении и ведении ГИСОГД Самарской области. В ней много еще чего интересного — предоставление данных из ГИСОГД через региональные СМЭВ и портал госуслуг, открытый портал, экспорт данных в НСПД и многое другое.
Что Вы ждете от нынешней конференции?
Жду профессионального и глубокого обсуждения не только частных проблем ГИСОГД, но и ее использования в контексте современных вызовов и проблем. Приглашаю всех во второй и третий день на нашу групповую сессию «Как выйти за пределы ГИСОГД? Цифровизация управления регионом на геоданных». Мы математики и айтишники, для нас «лучше считать, чем говорить», но в этот раз мы интересно поговорим!