Новости

«Вокруг» ГИСОГД – управление на геоданных

Компания «Самара-Информспутник» более 25 лет разрабатывает и внедряет региональные и муниципальные геоинформационные системы в сфере градостроительства, управления недвижимостью, сельского хозяйства и, природопользования и других отраслей, создает и анализирует массивы геоданных.

В первой части интервью Андрей выделил основные проблемы развития ГИСОГД и осветил первую из них — наполнение ГИСОГД данными.

Предлагаю сегодня поговорить о месте и роли ГИСОГД в региональной информатизации, о том, что окружает ГИСОГД?

С удовольствием! Я люблю рассуждать в терминах модельных ситуаций, давайте и сейчас представим себе такую. ГИСОГД внедрили, ОМСУ обучили, вендоры и профильные министерства приходят к Губернатору за очередной порцией денег, а он отвечает: «А на что? Мы все сделали, у федералов „в зеленой зоне“, вопросов нет, дальше сопровождение своими силами — работайте! Или докажите мне, что ГИСОГД нужна еще кому-то, кроме вас самих, покажите перечень задач и эффект».

Наступает момент «перестройки мозгов». Чтобы понять, зачнем нужна ГИСОГД в целом и как ее использовать, надо «выйти» за пределы системы и погрузить ее в контекст общего управления регионом на данных.

Какие системы рассматриваются «рядом с ГИСОГД» в таком контексте общего управления?

На первой конференции мы даже устраивали интерактив — выписывали на доске информационные системы, с которыми работает регион, а точнее крупные задачи. Рисовали «стрелочками» взаимосвязи между ними и делили на три класса — «лучше реализовать внутри ГИСОГД», «лучше во внешней системе, взаимодействовать с ГИСОГД», «мимо ГИСОГД». На этой конференции на групповой сессии, я надеюсь, мы создадим уже чистовик такой схемы.

Наиболее близки к ГИСОГД, конечно, задачи по управлению недвижимостью. Близки настолько, что в некоторых регионах, например, Пермском крае, создают министерство градостроительства и имущественных отношений. Но при любой административной конструкции обе эти функции должны выполняться на единой информационной базе данных. Иначе не избежать историй (так тоже бывало), когда зам главы города привозит инвесторов спортивного манежа на выбранное место, а там уже котлован под жильё.

У нас в регионе такое общее «ядро» называется ЕСУН — Единая система управления недвижимостью, там содержатся все данные в виде «цифровых профилей» земельных участков, ОКС, помещений- кадастровые данные, ограничения, градостроительные зоны, события и процессы контроля, ссылки на карточки объектов в других системах (ГИС ЖКХ, ФИАС, ГКО и пр.). ЕСУН выполняет и функции публичной кадастровой карты, и интеллектуального поиска, и совместного анализа объектов, в том числе на проектной стадии.
Так и «где деньги»? Можно ли с помощью такой интеграции убедить в чем-то Губернатора?

Самый понятный эффект дает автоматизация налоговой мобилизации или «налоговспоможения», как мы ее называем. То есть вычисление резервов налогов более чем по 20 различным направлениям и проведение мероприятий по устранению нарушений.

Тут и самозахваты, и обнаружение несоответствия фактического вида использования ВРИ по документам, и самовольные постройки, и так называемые «объекты делового назначения 378.2 НК» и многое другое. Сразу и неясно, где функции, условно, сотрудников комитетов по управлению имущества, где управлений архитектуры, а где муниципального земельного контроля. Например, регистрация объектов индивидуальной жилой застройки больше всего, по опыту, нужна не Росреестру и не Минимущества, а министру строительства, так как это напрямую влияет на основной показатель его деятельности — количество квадратных метров введенного жилья.

Очень много нарушений просто обнаружить (распознал постройки на космоснимках нейронными сетями — и вот они резервы), но сложно найти соответствие в ЕГРН, а еще сложнее — устранить из-за необходимости взаимодействия с собственником, его «доброй воли». При этом, конечно, налоги и штрафы не являются самоцелью, это элемент гибкого управления территорией, наведения порядка.

Долго говорю, приведу несколько цифр. В Самарской области мы обнаружили более 37 тысяч объектов ИЖС, за три года внесли в ЕГРН более 24 тысяч, прирост налогов — более 100 млн руб. в год. После автоматизации поиска правообладателей «по 518-ФЗ» мы получили прирост более 70 млн руб. в год, по неиспользуемым землям сельхозназначения — более 10 млн, по самозахватам и неверным ВРИ — в этом году будет не менее 20 млн руб.(и это мы отработали менее 10% территории), от несоответствия ВРИ и налоговой ставки — более 30 млн руб. Эффект от реализации системы уже на порядок превысил затраты. При этом конечно, за «быстрыми победами» важно не потерять системность, запустить с помощью них глубинные системные процессы цифровизации и перехода на гибкое управление.

Кроме недвижимости какие еще направления «работают» вместе с ГИСОГД?

Потребляют данные ГИСОГД почти все региональные ГосИС, но на 80% это данные градостроительного зонирования. Остальные 20% приходится на данные 13-го раздела и немного — на данные генеральных планов.

В «один ряд» с ГИСОГД в рамках комплексной системы управления регионом на геоданных можно поставить ГИС в области сельского хозяйства, природопользования (леса, недра, ООПТ, вода, отходы), недвижимости и муниципального земельного контроля, ЖКХ, транспорта и инженерных сетей. Они образуют «каркас» региональной ГИС для большинства регионов. Мы это объединили под флагом Комплексной системы дистанционного мониторинга региона (КСДМ).

С точки зрения «ГИСОГД как потребитель данных» лучше давайте поговорим на конференции, там есть очень неожиданные взаимосвязи, в первую очередь в рамках поиска «следов» застройщиков внутри инвестиционного цикла «между ГПЗУ и готовым проектом».

Особняком, в формате «нужно всем, но актуализировать мы не хотим» стоят базовые геоданные, в первую очередь — полный и непротиворечивый адресный план.

В Самарской области один из лучших и полных адресных планов, он загружен в НСПД. Как быстро создать и актуализировать обновлять адресный план региона?

Для этого мы придумали и реализовали на всей территории страны технологию «робот-картограф». Она собирает данные их всех возможных источников, «склеивает» их с помощью искусственного интеллекта на основе нечеткого соответствия адресных и геоданных и формирует цифровые профили зданий и сооружений. Результат — «объединенный адресный план» работает во множестве прикладных задач — «как геокодировать весь кадастр и ФИАС\ГАР», «как найти незаконные постройки», «как найти ошибки в вашей карте или адресном плане» и многое другое. Создание собственно картографического «красивого» адресного плана сокращается по времени также в 5−10 раз.
Что вы можете сказать о национальной системе пространственных данных (НСПД)? Заменит ли она остальные системы и будет ли вокруг «один сплошной телевизор», как говорили в советском фильме?

Для этого надо немного разобраться, что такое НСПД на современном этапе. Во-первых, это сервисная система, не надо ждать от нее данных, стоит ждать пользовательского интерфейса для решения задач. Во-вторых, в ней реализованы только базовые, общие для всех регионов функции, а специфичные — почти наверное не будут реализованы. В-третьих, НСПД использует внешние системы как «подносчики снарядов» (источники данных), и странно было бы ей заменять, к примеру, ГИСОГД как самостоятельный и независимый источник данных.

НСПД можно воспринимать как хорошую региональную ГИС, «раздутую» до размеров страны". Собственно, часть команды и базовые технологии унаследовались из Мособлгеотреста и РГИС Московской области. Мы с этими технологиями очень хорошо знакомы, использовали их при создании ГИСОГД нашего региона.

Насколько НСПД сможет реализовать базовые потребности региона в управлении на геоданных — будет понятно через пару лет. Необходимость в создании и развитии своих региональных ГИС, безусловно, есть и будет, посмотрим — останется ли такая возможность.

Как все же слезть с иглы экспертного управления и перейти на управление по данным в части градостроительных решений?

Для этого нужно перейти от цифровых профилей к цифровым двойникам, а значит построить и начать использовать прогнозные модели «если-то» до уровня квартала и здания, работающих по системе целевых индикаторов. Системы такие появляются, наиболее «продвинутые» из них — транспортные модели. Мы вплотную подобрались к ним, уже построили модели ночного населения, которая показывает, как изменяется численность и «стареет» население в зависимости от возраста здания, стоимости недвижимости, качества среды. На очереди — транспортная модель, модель «дневного» населения и модель прогнозной оценки недвижимости. Но для широкого их использования кроме технологического барьера нужно преодолеть и нормативный, и ментальный барьеры. Отойти от «жесткого» управления на основе «я так сказал, ибо я отвечаю» и от жесткого планирования развития в сторону гибкого ситуационного управления на основе прогнозных моделей. Большую надежду я возлагаю на «модную» тему мастер-планов.

В завершении, дайте три совета тем, кто «завтра» хочет пойти к Губернатору за деньгами?

На первое. Составьте схему связей и потребителей информации ГИСОГД, найдите себе «союзников» извне. Самый простой способ для этого — «приоткрыть» ГИСОГД и поделиться функционалом в части быстрого наполнения базы данных ЕГРН, получения кадастровых выписок, картографии. Губернатор воспринимает вашу ГИСОГД как «черный ящик» со входами и выходами, ему почти безразлично что внутри.

На второе. Найдите несоответствия по 2−3 «жирным» типам нарушений, оцените резервы, попробуйте «надавить на экономику». Это несложно, можно и у нас получить или заказать датасеты.

И наконец, «компот». Не просите денег на ГИСОГД. Просите на систему управления градостроительным развитием региона, а еще лучше — систему управления территорией на геоданных.
2024