Новости

Когда, как и кому реализовывать ГИСОГД субъекта Российской Федерации на ГосТех и какую ГИСОГД мы должны получить в будущем?

11#nbsp;августа в#nbsp;Калуге завершил работу Всероссийский форум «Цифровая эволюция», в#nbsp;ходе которого на#nbsp;пленарном заседании с#nbsp;участием Министра цифрового развития, связи и#nbsp;массовых коммуникаций Российской Федерации Максута Шадаева была проведена презентация результатов работы рабочей группы по#nbsp;направлению «Строительство». Один из#nbsp;вопросов, ответ на#nbsp;который рассчитывали получить по#nbsp;итогам форума в#nbsp;профессиональном сообществе разработчиков и#nbsp;пользователей ГИСОГД,#nbsp;— судьба ГИСОГД субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от#nbsp;31#nbsp;марта 2023 года № 231 «О#nbsp;создании, развитии и#nbsp;эксплуатации государственных информационных систем с#nbsp;использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» (далее#nbsp;— Указ № 231 о#nbsp;платформе «ГосТех») предполагается, что с#nbsp;1#nbsp;января 2024 года создание, развитие и#nbsp;эксплуатация региональных информационных систем, к#nbsp;которым относится и#nbsp;ГИСОГД субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на#nbsp;платформе ГосТех за#nbsp;рядом исключений.
Вопрос «Как мигрировать ГИСОГД субъекта на#nbsp;ГосТех?» в#nbsp;публичной сфере был поднят на#nbsp;форуме «Строим цифровой регион» в г.#nbsp;Перми 6#nbsp;июля 2023#nbsp;г.#nbsp;На форуме состоялось совещание с#nbsp;разработчиками ГИСОГД и#nbsp;регионами, а#nbsp;также дискуссия с#nbsp;участием заместителя Министра строительства и#nbsp;жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Константина Михайлика и#nbsp;Министра цифрового развития, связи и#nbsp;массовых коммуникаций Максута Шадаева.
На#nbsp;60-й минуте трансляции Максутом Игоревичем Шадаевым было озвучено, что «…задача государства#nbsp;— договориться с#nbsp;отраслью, чтобы разработчики могли найти себе место в#nbsp;ГосТехе… чтобы идти вместе в#nbsp;конкурентной модели в#nbsp;большие государственные темы цифровизации».
Нужно отметить, что вопросами размещения на#nbsp;ГосТех собственных платформ многие разработчики занимаются с#nbsp;конца 2022 года, в#nbsp;том числе в#nbsp;части ГИСОГД такая работа ведется в#nbsp;части платформы Акцент (ООО#nbsp;«Бинго-Софт») и#nbsp;Geometa (ООО#nbsp;«Джемс Девелопмент), двигается она медленно, так как регулирование ГосТеха еще не#nbsp;100% разработано, и#nbsp;множество вопросов участников рынка пока остаются без ответа, в#nbsp;том числе:
  • порядок финансирования разработок на#nbsp;ГосТех;
  • возможности повторного использования разработанных на#nbsp;ГосТех сервисов и#nbsp;библиотек, в#nbsp;том числе экспорта отечественных ИТ-решений;
  • возможности повторного использования компонентов ГосТех, разработанных за#nbsp;государственные средства и#nbsp;в#nbsp;коммерческих проектах;
  • возможности и#nbsp;порядок использования при разработке на#nbsp;ГосТех компонентов, разработанных третьими лицами, в#nbsp;том числе открытого программного обеспечения;
  • процесс обеспечения непрерывного цикла разработки, сборки и#nbsp;доставки программного обеспечения на#nbsp;инфраструктуре ГосТех.
Таким образом, коммерческие, рыночные продукты размещать и#nbsp;продвигать через ГосТех на#nbsp;текущий момент не#nbsp;получается, и#nbsp;основным сценарием развития ГосТеха является сценарий создания государственных сервисов на#nbsp;бюджетные средства.
Такая позиция нашла свое подтверждение в#nbsp;последовавшей за#nbsp;пермским форумом серии совещаний между разработчиками ГИСОГД и#nbsp;представителями государственных органов, которые были организованы Минцифры в#nbsp;ходе подготовки к#nbsp;форуму «Цифровая эволюция» в г.#nbsp;Калуге.
В#nbsp;ходе этих совещаний представителями Минцифры были сформулированы следующие тезисы:
  1. в#nbsp;настоящее время для#nbsp;целей реализации государственных задач не#nbsp;предполагается размещение существующих коммерческих решений на#nbsp;ГосТехе;
  2. основным способом создания новых государственных сервисов является настройка платформы «ПГС 3.0» (на#nbsp;данной платформе разработана ТОР КНД) для#nbsp;выполнения на#nbsp;ее#nbsp;основе функций государственных сервисов, в#nbsp;том числе функций ГИСОГД;
  3. пока что главной задачей вендоров является не#nbsp;столько участие в#nbsp;разработке новых решений, сколько помощь в#nbsp;формулировании требований: какие именно функциональные требования должны быть предъявлены к#nbsp;сервисам ГосТеха, в#nbsp;том числе к#nbsp;версии ГИСОГД субъекта Российской Федерации, которая может быть на#nbsp;ГосТехе реализована.
Подробности третьего пункта должны были быть рассмотрены как раз 10 и#nbsp;11#nbsp;августа в г.#nbsp;Калуге. 11.08.2023 Всероссийский форум «Цифровая эволюция» завершил свою работу, в#nbsp;ходе которой на#nbsp;пленарном заседании с#nbsp;участием Министра цифрового развития, связи и#nbsp;массовых коммуникаций Российской Федерации Максута Игоревича Шадаева была проведена презентация результатов работы рабочей группы по#nbsp;направлению «Строительство».
Одним из#nbsp;результатов работы группы стало предложение по#nbsp;созданию на#nbsp;платформе ГосТех сервиса, обеспечивающего стандартизацию и#nbsp;автоматизацию процесса создания и#nbsp;согласования типовой градостроительной документации, в#nbsp;том числе выдачу ГПЗУ.
Цель такого сервиса#nbsp;— решить задачу неполноты данных и#nbsp;отсутствия возможности автоматизированной оценки градостроительного потенциала. Необходимая функциональность сервиса:
  • автоматизация сбора исходных данных для#nbsp;разработки градостроительных документов;
  • инструменты разработки градостроительных документов, в#nbsp;том числе ГПЗУ;
  • пространственный анализ;
  • автоматизированная проверка, согласование и#nbsp;утверждение документов;
  • импорт и#nbsp;экспорт данных;
  • интеграция с#nbsp;сервисами публичных слушаний и#nbsp;общественных обсуждений градостроительных документов.
При презентации проекта представителями рабочей группы была отмечена невозможность реализации такого сервиса без решения ряда организационных и#nbsp;методических вопросов и#nbsp;нормативно-технического регулирования. Озвученные проблемы во#nbsp;многом совпадают с#nbsp;задачами, сформулированными Комитетом НОТИМ по#nbsp;ГИСОГД и#nbsp;информационному моделированию для#nbsp;устойчивого развития территории. Эти задачи, по#nbsp;моему мнению, следует решить как можно скорее, так как именно наличие машиночитаемых и#nbsp;машинопонимаемых данных является главным препятствием к#nbsp;отраслевой автоматизации. Что это за#nbsp;данные и#nbsp;какие требования следует разработать и#nbsp;утвердить?
  1. Требования к#nbsp;информационной модели документов градостроительного зонирования (правила землепользования и#nbsp;застройки), включая цифровой градостроительный регламент.
  2. Требования к#nbsp;информационной модели документации по#nbsp;планировке территории, включая проекты планировки и#nbsp;проекты межевания.
  3. Требования к#nbsp;информационной модели градостроительного плана земельного участка.
  4. Требования к#nbsp;информационной модели результатов инженерно-геодезических изысканий, применяемых при разработке градостроительной документации и#nbsp;формировании информационных ресурсов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
В#nbsp;настоящее время все указанные документы в#nbsp;законодательстве описаны как аналоговые (бумажные) документы, при этом для#nbsp;них определены только требования к#nbsp;их#nbsp;содержанию, а#nbsp;в#nbsp;части результатов инженерно-геодезических изысканий также определены требования к#nbsp;внешнему виду условных знаков. В#nbsp;то#nbsp;же время законодательством не#nbsp;установлены требования к#nbsp;структуре информационной (в т.ч. объектной) модели данных указанных документов, требования к#nbsp;их#nbsp;цифровому описанию, используемым справочникам, атрибутивному составу объектной модели, правилам её#nbsp;формирования. В#nbsp;отсутствие таких требований проекты градостроительной документации, разрабатываемые по#nbsp;государственным и#nbsp;муниципальным контрактам различными исполнителями, создаются в#nbsp;самых различных форматах, структурах и#nbsp;формах представления, в#nbsp;большинстве случаев в#nbsp;виде растровых изображений pdf, иногда с#nbsp;приложением данных в#nbsp;различных ГИС-форматах без описания их#nbsp;структуры.
В#nbsp;тоже время объективная необходимость цифровизации градостроительной деятельности привела к#nbsp;возникновению в#nbsp;различных субъектах Российской Федерации собственных требований к#nbsp;пространственным данным градостроительной документации. Подобные документы утверждены в#nbsp;Тюменской области, Приморском крае, Сахалинской области, Омской области. Такие требования не#nbsp;синхронизированы между собой и#nbsp;сформированы с#nbsp;учетом конкретных реализаций ГИСОГД, эксплуатируемых в#nbsp;субъектах Российской Федерации. При этом при размещении данных в#nbsp;ГИСОГД органами, уполномоченными на#nbsp;ведения ГИСОГД, осуществляется значительный объем ручной обработки неструктурированной входящей информации с#nbsp;целью их#nbsp;технического преобразования к#nbsp;структуре данных ГИСОГД.
Такая задача может быть решена через проведение научно-исследовательской работы по#nbsp;анализу и#nbsp;систематизации накопленного в#nbsp;субъектах Российской Федерации опыта, разработке требований и#nbsp;их#nbsp;утверждению приказами Минстроя России.
Утверждение требований к#nbsp;информационным моделям градостроительной документации и#nbsp;результатов инженерных изысканий приведёт к#nbsp;следующим результатам:
1. Градостроительная документация и#nbsp;результаты инженерных изысканий разрабатываются организациями и#nbsp;передаются органам местного самоуправления и#nbsp;органам исполнительной власти в#nbsp;электронном виде в#nbsp;форме информационных моделей, что позволяет:
  • проводить автоматическую проверку технического качества документов;
  • автоматически размещать документы в#nbsp;ГИСОГД;
  • без необходимости ручной обработки формировать пространственные данные в#nbsp;разделах ГИСОГД;
  • обеспечивать совместимость информационных ресурсов с#nbsp;иными пространственными данными;
  • проводить градостроительную политику и#nbsp;согласование на#nbsp;стыках различных территориальных единиц за#nbsp;счет совмещения информационных моделей различных территорий;
  • обеспечить преемственность и#nbsp;анализ решений градостроительной документации;
  • использовать информационные модели для#nbsp;автоматизации процессов предоставления услуг и#nbsp;исполнения функций;
  • применять технологии информационного моделирования.
2. Внедрить информационные технологии в#nbsp;градостроительном проектировании и#nbsp;инженерно-геодезических работах, что повысит качество создаваемых данных и#nbsp;снизит стоимость повторного использования ранее созданной информации.
3. Обеспечить возможность формирования и#nbsp;ведения в#nbsp;ГИСОГД плана наземных и#nbsp;подземных коммуникаций.
4. Радикально сократить затраты субъектов Российской Федерации на#nbsp;разработку, актуализацию и#nbsp;реализацию в#nbsp;информационных системах собственных требований к#nbsp;информационным моделям.
5. Сократить временные и#nbsp;финансовые затраты на#nbsp;формирование градостроительного плана земельного участка#nbsp;— наиболее востребованную и#nbsp;массовую градостроительную услугу.
6. Создать публичные сервисы, обеспечивающие прозрачность градостроительной политики и#nbsp;улучшение инвестиционного климата.
7. Сократить затраты на#nbsp;обеспечение информационного взаимодействия органов местного самоуправления и#nbsp;Росреестра.
8. Обеспечить информационный обмен между ГИСОГД субъектов Российской Федерации и#nbsp;ГИСОГД РФ, ФГИС ЕЭКО, ФГИС ЕГРН, а#nbsp;также иными государственными информационными системами.
Помимо качества данных, вторым ограничивающим и#nbsp;нерешённым вопросом является вопрос информационного взаимодействия с#nbsp;ресурсоснабжающими организациями, что необходимо для#nbsp;получения технических условий и#nbsp;впоследствии заключения договоров техприсоединения объектов строительства к#nbsp;существующей инженерной инфраструктуре. Этот вопрос сегодня также решается в#nbsp;субъектах Российской Федерации индивидуально и#nbsp;с#nbsp;различной степенью успешности#nbsp;— от#nbsp;полной информационной изоляции, когда естественные монополии скрывают информацию о#nbsp;фактическом положении сетей, их#nbsp;мощностях, планах развития, до#nbsp;редких случаев, где удается выстроить совместную работу в#nbsp;интересах энергетической безопасности и#nbsp;развития региона.
А#nbsp;что с#nbsp;ГИСОГД?
Вопрос создания на#nbsp;ГосТехе ГИСОГД рабочей группой был отложен и#nbsp;по#nbsp;существу не#nbsp;рассматривался, и#nbsp;на#nbsp;это, на#nbsp;мой взгляд, есть целый набор весомых причин:
  1. Сам процесс создания и#nbsp;внедрения ГИСОГД субъектов в#nbsp;Российской Федерации почти завершен. Согласно данным мониторинга Минстроя России на#nbsp;август 2023 года 76 субъектов Российской Федерации уже создали свои ГИСОГД, еще 9 находятся в#nbsp;процессе создания (т.е. уже проведены закупки и#nbsp;заключены государственные контракты). ГИСОГД пока отсутствует только в#nbsp;новых регионах, где до#nbsp;начала создания требуется решить еще вопросы с#nbsp;картографической основой, системами координат и#nbsp;определением методики миграции ранее накопленных данных.
  2. В#nbsp;подавляющем большинстве систем ГИСОГД уже реализованы различные интеграции#nbsp;— с#nbsp;ЕГРН, ГИСОГД РФ, ЕПГУ и#nbsp;другими системами, что обеспечивает процессы ежедневного исполнения полномочий субъектов и#nbsp;органов местного самоуправления в#nbsp;данных системах. Замена таких систем, без сомнения, приведёт к#nbsp;необходимости приостановки процессов оказания услуг в#nbsp;сфере строительства в#nbsp;тысячах муниципальных образований.
  3. Для#nbsp;реализации ГИСОГД на#nbsp;ГосТехе требуется создать большое количество сервисов с#nbsp;нуля, в#nbsp;первую очередь речь идет о#nbsp;сервисах работы с#nbsp;пространственными (картографическими) данными. Это большой объем разработки, который требуется определить, оценить и#nbsp;законтрактовать, что требует времени.
  4. Структуры данных ГИСОГД субъектов разнятся, и#nbsp;в#nbsp;случае замены системы потребуется большой объем работы по#nbsp;организации миграции юридически значимой информации, которая во#nbsp;многих субъектов накапливалась с#nbsp;1998 года (со#nbsp;времени создания государственного градостроительного кадастра). Непонятно, в#nbsp;рамках каких работ, кем и#nbsp;за#nbsp;чей счёт такие работы по#nbsp;переносу данных могут быть осуществлены.
  5. Фактически без проведения организационных и#nbsp;методических мероприятий, о#nbsp;которых было сказано выше, ГИСОГД на#nbsp;ГосТех можно создать только в#nbsp;том#nbsp;же объеме, в#nbsp;котором оно уже существует сегодня, путём дублирования функций уже существующих, разработанных и#nbsp;приобретённых субъектами ГИСОГД различных производителей.
Кроме того, все существующие ГИСОГД создавались и#nbsp;модернизировались в#nbsp;период после 2014 года и#nbsp;полностью соответствуют требованиям импортозамещения, в#nbsp;большинстве регионов на#nbsp;информационных ресурсах проведены мероприятия по#nbsp;защите информации и#nbsp;получены соответствующие аттестаты.
Согласно Указу № 231 о#nbsp;платформе «ГосТех» создание, развитие и#nbsp;эксплуатация государственных информационных систем с#nbsp;использованием платформы «ГосТех» осуществляются с#nbsp;учетом особенностей, предусмотренных подпунктами «и» и#nbsp;«к» настоящего пункта: …
  • с#nbsp;1#nbsp;января 2024#nbsp;г. —#nbsp;в#nbsp;отношении региональных информационных систем.
  • п.#nbsp;2 «и»: создание, развитие и#nbsp;эксплуатация государственных информационных систем, являющихся объектами критической информационной инфраструктуры … осуществляются с#nbsp;использованием платформы «ГосТех» на#nbsp;основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, решения высшего должностного лица указанного субъекта Российской Федерации.
На#nbsp;основе методических рекомендаций по#nbsp;оценке целесообразности создания и#nbsp;развития государственных информационных систем на#nbsp;единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех» (Утверждено протоколом Президиума Правительственной комиссии от#nbsp;04.05.2023 № 20), а#nbsp;также на#nbsp;основе собранной информации по#nbsp;цифровой зрелости ГИСОГД регионов РФ, можно сделать вывод о#nbsp;нецелесообразности перевода региональных систем ГИСОГД на#nbsp;платформу «ГосТех» в#nbsp;связи с:
  • отсутствием зависимости от#nbsp;зарубежных решений и#nbsp;компонентов;
  • ведением информации по#nbsp;всем муниципальным образованиям (включая информацию по#nbsp;сельским поселениям) регионов, организацией полноценного ведения и#nbsp;наполнения информацией всеми сотрудниками ответственного ОИВ и#nbsp;всеми ОМС региона;
  • обеспечением интеграции с#nbsp;ГИСОГД#nbsp;РФ;
  • обеспечением интеграции с#nbsp;большим числом федеральных (ЕГРН, ЕГРЗ, ГИС ГМП, ЕИС ЖС, ЕПГУ, виды сведений МВД, НСПД, ЕЭКО) и#nbsp;региональных систем (Государственного строительного надзора, Информационной системой управления проектами сферы строительства, РПГУ, МФЦ и#nbsp;другие);
  • адаптации системы под мобильные устройства;
  • возможностью оплаты оказания услуг (квитирование) с#nbsp;получением информации по#nbsp;оплате из#nbsp;ГИС ГМП (главная услуга ГИСОГД#nbsp;— предоставление сведений#nbsp;— является платной).
Таким образом, вопрос создания, развития и#nbsp;эксплуатации ГИСОГД субъекта Российской Федерации относится к#nbsp;полномочиям субъекта Российской Федерации (в#nbsp;том числе согласно Федеральном закону от#nbsp;21#nbsp;декабря 2021#nbsp;г. № 414-ФЗ), и#nbsp;в#nbsp;соответствии с#nbsp;методическими рекомендациями для#nbsp;решения высшего должностного лица субъекта пока нет оснований к#nbsp;переводу ГИСОГД субъекта на#nbsp;ГосТех.
Также и#nbsp;Министр Максут Шадаев выразил свое мнение, что если регион «тянет» собственную разработку, если готов интегрироваться с#nbsp;ЕПГУ, тогда может самостоятельно создавать и#nbsp;развивать собственные государственные информационные системы. В#nbsp;каких инструментах это будет реализовано#nbsp;— это решение региона, и#nbsp;оценка будет производиться не#nbsp;по#nbsp;созданной или заявленной системе, а#nbsp;по#nbsp;параметрам фактической автоматизации полномочий в#nbsp;части глубины автоматизации оказания государственных и#nbsp;муниципальных услуг через личный кабинет заявителя на#nbsp;ЕПГУ и#nbsp;степени автоматизации межведомственного взаимодействия.
Таким образом, в#nbsp;том виде, в#nbsp;котором ГИСОГД сегодня существует, проходить заново процесс её#nbsp;создания, осуществлять повторное внедрение во#nbsp;всех субъектах Российской Федерации экономически нецелесообразно. Именно это главный вывод, который можно сделать по#nbsp;итогам форума в#nbsp;Калуге, где в#nbsp;рабочей группе принимали участие разработчики, региональные пользователи, представители Минстроя и#nbsp;Минцифры.
К#nbsp;разработке на#nbsp;ГосТехе должна быть представлена обновленная система, функционирующая уже по#nbsp;другим принципам и#nbsp;с#nbsp;учетом будущей реальности витрин данных и#nbsp;СМЭВ 4, Национальной системой пространственных данных (НСПД), с#nbsp;учетом иного подхода к#nbsp;работе с#nbsp;закрытыми данными и, главное, при наличии нормативного и#nbsp;организационного обеспечения создания данных градостроительной документации и#nbsp;инженерных изысканий в#nbsp;машиночитаемой и#nbsp;машинопонимаемой форме, утверждённой техническими требованиями на#nbsp;уровне приказов Минстроя России.
Также важно, чтобы перед началом разработки должен быть решён вопрос конкуренции за#nbsp;подобные «новые сервисы» между развивающейся НСПД, где подобные задачи были анонсированы еще год назад на#nbsp;встрече Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина и#nbsp;руководителя Росреестра Олега Скуфинского#nbsp;— «Градостроительная проработка онлайн», «Земля для#nbsp;стройки», «Индивидуальное жилищное строительство» и#nbsp;планируемой к#nbsp;разработке на#nbsp;ГосТехе типовой ГИСОГД, иначе получится, что один и#nbsp;тот#nbsp;же функционал за#nbsp;государственные деньги разрабатывается уже трижды:
  • уполномоченными федеральным законом на#nbsp;решение данных вопросов субъектами Российской Федерации и#nbsp;органами местного самоуправления,
  • Росреестром,
  • ГосТехом.
Организационные вопросы разработки на#nbsp;платформе ГосТех на#nbsp;форуме в#nbsp;Калуге в#nbsp;подробностях не#nbsp;рассматривались, но#nbsp;в#nbsp;заключительном слове Максут Игоревич Шадаев сказал, что детальное обсуждение с#nbsp;вендорами реализации сервисов будет проходить в#nbsp;сентябре, после анализа всех наработок. Вендоры будут приглашены на#nbsp;обсуждение дополнительно.
В#nbsp;случае, если все#nbsp;же в#nbsp;будущем новое поколение систем ГИСОГД будет реализовываться на#nbsp;ГосТехе, то#nbsp;кто#nbsp;же будет главным исполнителем работ? На#nbsp;этот вопрос есть чёткий ответ: Распоряжением Правительства Российской Федерации от#nbsp;29.06.2023 № 1724-р компания «Ростелеком» определена единственным поставщиком по#nbsp;государственным контрактам на#nbsp;создание, эксплуатацию и#nbsp;развитие государственных информационных систем (ГИС) на#nbsp;базе платформы «ГосТех». Это решение распространяется на#nbsp;госконтракты по#nbsp;ГосТеху, заключённые в#nbsp;2023—2024 годах. Конструкция взаимодействия ГосТех-Ростелеком-Вендор пока не#nbsp;представлена.
В#nbsp;заключение хочу обратить внимание, что остается открытым вопрос о#nbsp;том, чем должно новое поколение ГИСОГД в#nbsp;лучшую сторону отличаться от#nbsp;эксплуатируемых сегодня систем, а#nbsp;также что для#nbsp;этого потребуется изменить в#nbsp;законодательстве и#nbsp;мировоззрении государственного аппарата. На#nbsp;форуме в#nbsp;Калуге были намечены векторы, где можно сделать лучше, но#nbsp;ответов о#nbsp;том, как это сделать, мы#nbsp;ещё не#nbsp;получили. Как это сделать, какие это будут новые условия, и#nbsp;какие задачи развития должны быть учтены в#nbsp;ГИСОГД будущего#nbsp;— этот вопрос запланирован к#nbsp;рассмотрению на#nbsp;конференции #ГИСОГД2023 «Цифровая трансформация и#nbsp;управление развитием территории», которая пройдет 13−16#nbsp;сентября в#nbsp;Санкт-Петербурге, организованной при поддержке Минстроя России и#nbsp;НОТИМ.
11.08.2023
Дударев Алексей Викторович,
Председатель Комитета НОТИМ по ГИСОГД и информационному моделированию для устойчивого развития территорий, генеральный директор ООО «Джемс Девелопмент»
2023-08-14 08:19 2023